Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Организация образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ №12 «Аленушка» г.Сальска осуществляется в соответствии с :
- Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Локальными актами дошкольного учреждения.
В МБДОУ №12 «Аленушка» созданы условия обучения, воспитания и развития, обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Под условиями получения детьми с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
- Организацию коррекционной работы с детьми с нарушением речи, другими нарушениями (учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор ФК, музыкальный руководитель, воспитатели);
- Использование специальных методов обучения и воспитания;
- Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
В штатном расписании ДОУ имеются Учитель-логопед и педагог-психолог, которые проводят диагностику развития детей с ОВЗ, детей-инвалидов, оказывают коррекционную помощь на основе специальных психолого-педагогических подходов. Раннее оказание коррекционной помощи в дошкольном возрасте позволяет через индивидуализацию образования, психологическое сопровождение и проведение квалифицированной коррекции развития ребенка, успешно подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
Так же созданы условия для повышения педагогической компетентности педагогов через проведение семинаров, консультаций, участие в вебинарах.
В течении учебного года в рамках образовательной деятельности уделяется внимание вопросам формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у детей дошкольного возрасты.
В МБДОУ функционирует психолого-педагогический консилиум, Консультационный центр.
Психолого-педагогический консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом образовательной организации и Положением, утвержденным руководителем образовательного учреждения.
Психолого-педагогический консилиум – это организационная форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательной организации, в рамках которой происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения воспитанника, определенных групп детей.
Цель ППк – обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Задачи психолого-педагогического консилиума:
- Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитие детей;
- Выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
- Подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальном коррекционном учреждении;
- Выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;
- Анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов и родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи;
- Формирование рекомендаций для родителей, педагогов по организации помощи детям методами и способами для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения.
Условия для инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов в МБДОУ №12 «Аленушка» г.Сальска
В МБДОУ функционирует 4 группы комбинированной направленности для детей с ОВЗ от 4 до 7 лет.
На 01.09.2022г.:
Общее количество детей с ОВЗ – 22 ребенка.
Ребенок-инвалид- 1 человек.
При реализации инклюзивной практики специалисты МБДОУ учитывают, что появление в группе ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ) требует внесения изменений в образовательный процесс. Осуществление таких изменений возможно при знании педагогами особенностей обучения и воспитания этой категории дошкольников. Для всех детей с ОВЗ имеются некоторые общие требования к обеспечению специальных условий.
Принимая в группу такого ребенка, специалисты ДОУ учитывают следующее:
v Практически у всех детей, в отличие от нормально развивающихся сверстников, часто снижен темп речи, мыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;
v У большинства детей нарушены коммуникативные навыки; у многих наблюдаются такие особенности моторного развития, как: нарушения тонких движений (им трудно завязывать шнурки, пользоваться ножницами, раскрашивать, у них с трудом формируются графические навыки).
Таким образом, при включении в группу ребенка с ОВЗ в МБДОУ создаются такие условия, при которых обеспечиваются:
v Привлекательность развивающей предметно-пространственной среды для детей разного возраста (насыщение игрушками) как в группе, так и на прогулке.
v Присутствие второго взрослого на занятиях и в основных режимных моментах. Это помогает снять напряженность ситуаций, в которых ребенку требуются повышенные внимание и помощь;
v Использование в образовательной деятельности заданий разно уровнего содержания. Такая подача материала позволяет всем детям учувствовать в образовательной деятельности.
v Упор в обучении и воспитании на сильные стороны ребенка. Когда педагог обращает внимание на прогресс, демонстрирует достижения детей, то у них появляется настойчивость в овладении новыми навыками, исчезает чувство беспомощности, появляется вера в себя;
v Включение детей в помощь друг другу – общеизвестен факт, что большая часть наших знаний создается в обществе, т.е. мы учимся у своего непосредственного и ближайшего окружения, и дети могут многому научиться, помогая друг другу;
v Включение в структуру образовательного процесса специально организованных видов деятельности, направленных на развитие коммуникации;
v Создание безопасной предметной среды, в т.ч. на прогулке, – это важно для обеспечения свободы движений дошкольника;
v Обеспечение возможности уединения для ребенка. Уголки уединения – это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может заняться тем, что ему больше всего нравится, или просто отдохнуть.
Помимо общих условий, распространяющихся на всех детей с ОВЗ, в МБДОУ создаются условия в зависимости от характера нарушений здоровья ребенка.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения:
- Предупреждение возникновения проблем в речевом развитии ребенка.
- Помощь ребенку в решении актуальных задач речевого развития, обучения и воспитания.
- Психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ.
- Развитие психолого-педагогической компетентности, родителей, педагогов в вопросах оказания практической помощи ребенку в решении проблем развития ребенка.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом.
- Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
- Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности.
- Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в речевом и личностном развитии.
- Повышать психологическую компетентность педагогов, родителей.
Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет собой следующий алгоритм:
- Постановка проблемы.Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребенке и проведения диагностического исследования.
- Анализ полученной информации.Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.
- Разработка плана комплексной помощи.Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребенка, родителей, педагога, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
- Реализация плана по решению проблемы.Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
- Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специально оборудованные учебные кабинеты отсутствуют. Имеющиеся групповые и дополнительные помещения, имеющиеся средства обучения и воспитания могут быть использованы для коллективного и индивидуального пользования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в доступном для них объеме.
Кабинет учителя-логопеда
|
Кабинет учителя – логопеда оборудован как для подгрупповых, так и для индивидуальных занятий дидактическими пособиями, логопедическим инструментарием, необходимыми материалами для оказания коррекционной помощи. Кабинет представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционо – развивающей и консультативной работы. В нем выделено несколько зон: образовательная зона, игровая зона, диагностическая зона, консультативная зона. Кабинет оборудован со всеми требованиями: рабочий стол учителя – логопеда, столы для детей, шкафы с наглядно – дидактическими и диагностическим материалом, индивидуальные зеркала для детей, песочница с кинестичеким песком, интерактивный комплекс “Ромашка”, сенсорные моноблоки, магнитная доска. В кабинетах достаточно материала для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми. |
кабинет педагога- психолога |
Пространство кабинета педагога-психолога организованно в соответствии со спецификой профессиональной деятельности специалиста. В кабинетах выделено несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Кабинет оборудован со всеми требованиями: рабочий стол, столы для детей, шкафы с наглядно – дидактическими и диагностическим материалом, песочница, интерактивный комплекс, сенсорные моноблоки, магнитная доска. В кабинетах достаточно материала для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми, имеется сенсорная комната. |
Музыкальный зал |
Музыкальный зал оснащен необходимым оборудованием: аккустической системой, синтезаторами, детскими музыкальными инструментами, мультимедиа – оборудованием, многофункциональная система хранения для реквизитов и костюмов. Подобрана фонотека, ауди – пособия, необходимые для художественно – эстетического развития детей. Зал оборудован специальными техническими средствами для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, крупные игровые пособия и дидактические материалы. |
Спортивный зал |
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован спортивный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование – гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь – мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки, беговые дорожки, фитболы, массажные мячи, баскетбольное кольцо, массажеры для развития координации, силы, выносливости, гибкости, совершенствования функций внимания и восприятия, маты, тоннель, магнитофон. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо – физиологическим особенностям детей, их возрасту. Зал оборудован специальными техническими средствами для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованные объекты для проведения практических занятий отсутствуют.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ имеется книжный фонд, который располагается в методическом кабинете, приспособлен для использования инвалидами и детей с ограниченными возможностями.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта могут быть использованы для коллективного и индивидуального пользования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в доступном для них объеме.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Все пространство помещений предназначенных для детского контингента доступно детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Главный вход на территорию детского сада оборудован кнопкой вызова для вызова персонала на доступной высоте.
Главный вход в здание оборудован пандусом.
Ширина дверных проемов входа в детский сад позволяет свободный вход инвалидов-колясочников.
Имеется мнемосхема (тактильный стенд) для беспрепятственного доступа в учреждение.
Специальные условия питания
В МБДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с действующим Постановлением от 28.09.2020 № 28 “Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи”, Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 32 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 “Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения”, примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МБДОУ. Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены.
Специальные условия охраны здоровья
Основной задачей медицинского и педагогического персонала учреждения является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей и проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития, а также снижение заболеваемости детей. Санитарно-гигиеническое состояние МБДОУ соответствует требованиям СанПин 2.4.3648-20, световой, воздушный и питьевой режимы соблюдаются. В детском саду имеются медицинский и процедурный кабинеты, оборудованные в соответствии с нормативными требованиями. С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя и корригирующая гимнастика с использованием дыхательных упражнений, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня).
Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Ежегодно составляется комплексный план оздоровления детей с учетом возможностей МБДОУ, который включает в себя оздоровительные мероприятия: закаливающие мероприятия, витаминотерапия, вакцинопрофилактика. Охрана здоровья осуществляется в полном соответствии с нормативными актами РФ. Весь педагогический состав ежегодно проходит курсы по оказанию первой медицинской помощи.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Не предусмотрен.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Самостоятельный доступ обучающихся, инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрен.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — не предусмотрены (конструктивно). Имеющиеся в ОУ технические средства обучения могут быть использованы для коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в доступном для них объеме.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернатные группы в структуре МБДОУ не предусмотрены.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежитие и интернатные группы в структуре МБДОУ не предусмотрены.