Музыкальный руководитель

 

Часто родители задают вопрос: «Каждого ли ребёнка нужно учить музыке?». На этот счёт у прогрессивной музыкальной педагогики нет разногласий. Учить музыке надо всех детей без исключения. Венгерский педагог Дьюлане Михайи говорит: «Нельзя терпеть потерю ни одного ребёнка для музыки». Наша известная пианистка и педагог Артоболевская пишет: «Я считаю, что решительно всем детям надо дать начальное музыкальное образование». «Но стоит ли столько времени, сил и нервов тратить на обучение?», — это ещё один из часто задаваемых вопросов. По мнению многих родителей, занятия музыкой так мало дают ребёнку для жизни, ведь куда полезнее заниматься спортом, изучать иностранный язык. Так ли это? Ещё с древнейших времён известно об оздоровительном воздействии музыки на организм человека. Занятия музыкой, пением вызывают особую вибрацию внутренних органов, активизируют функции кровообращения, являются эффективным способом психорегуляции. Не случайно музыка используется в медицине.
Музыка – важнейшее средство эмоционального развития ребёнка. Задача родителей и педагогов – привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере. Потому что, постигая красоту в музыке,
ребёнок учится ценить её в жизни, в человеческих отношениях. С восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств. Это понимали ещё древние греки, музыкальные занятия (слушание музыки, игра на лире, флейте, хоровое пение) были обязательны в программе древнегреческой школы. Древнегреческие учителя, подбирая определённые музыкальные произведения, старались развить у молодых эллинов такие качества, как доброта, простота, мужество.
«Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце, — отмечал В.Сухомлинский, — важное место принадлежит музыке. Музыка и нравственность – это проблема, ожидающая глубокого изучения и решения.
Я убежден, что музыкальная культура является одним из важнейших условий воспитания нравственной культуры».
Развитие эмоциональной сферы в свою очередь стимулирует работу мозга. И.И. Павлов писал, что « главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идёт от подкорки. Если исключить … эмоции, то кора лишается главного источники силы».
Как показывают исследования, под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими усилиями не расшевелить. Дети, занимающиеся музыкой, отмечают венгерские и немецкие учёные, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями.
Известный венгерский педагог Тибор Шараи считает, что «…слушание музыки способствует усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности».
Слушание музыки формирует эстетический вкус и приобщает детей к миру музыкальной культуры. А какой простор предоставляет музыка для творческого самовыражения! Занятия музыкой – это чаще всего коллективные занятия, поэтому они становятся и уроками общения. Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом. Музыка создаёт благоприятный фон и для общения в кругу семьи. Дети и родители становятся ближе и понятней друг другу. Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни каждого ребёнка. И кто как не родители могут поспособствовать этому! «Хорошие родители важнее хороших педагогов», — так считал известный пианист и педагог Г.Г. Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если равнодушны к музыке родители. Именно папы и мамы должны «заразить» ребёнка любовью к музыке, проявить интерес к его музыкальным занятиям, правильно организовать эти занятия, а при необходимости и отвести малыша в студию, кружок или музыкальную школу.
Как показали социологические исследования у нас и за рубежом, увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начиналось под влиянием семьи. Иногда родители считают, что музыкальные задатки ребёнка развиваются сами собой. Надо только ни во что не вмешиваться и предоставить детям полную свободу. Но это не так. Если задатки специально не развивать, они увядают и гаснут. Задатки требуют развития. Они переходят в способности только в совместной деятельности со взрослыми, в общении с ними. Многолетний опыт музыкального воспитания детей показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Память детства – самая драгоценная память: то, что узнал в детстве, остаётся на всю жизнь. В душе каждого ребёнка есть искра любви к прекрасному. От окружающих взрослых зависит, чтобы она не погасла, а разгорелась ярким пламенем. Если никто в семье не имеет музыкального образования, не поёт и не играет на каком-нибудь музыкальном инструменте, то решающим является отношение родителей к музыкальному воспитанию. Первое и самое важное, что требуется от семьи, — это создать атмосферу предельного уважения к хорошей музыке (инструментальной, симфонической, оперной, балетной, джазовой). Семья может и должна быть первой ступенью музыкального
воспитания. Помогите детям полюбить музыку, и она сделает вашу жизнь яркой, интересной, не оставит в трудную минуту.

“Пойте детям перед сном”

Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. Незаменимое воздействие музыки на человека люди почувствовали и осознали с древних времен. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. В каждую историческую эпоху в музыке отражается определенный круг образов, интонаций, принятых народом. Наиболее ценные в художественном отношении произведения выдерживают испытания временем и доходят до потомков. «Музыка-однодневка» существовала всегда. Ее развлекательное предназначение не оспаривается, но воспитывать в человеке основы общей и музыкальной культуры можно только на признанных человечеством, народной и классической музыкальной культуры.

Таким эталоном музыкальной культуры является жанр колыбельных песен. «Баю-баюшки-баю, баю милую свою…» Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку! Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа – матери.

Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевном единении.

Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, она – частица фольклора. Можно сказать, что народная педагогика берет начало в колыбельной песне.

Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия – то душа музыки. Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека. Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающих предметах, о животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, они учат добру. Но самое важное воспитательное влияние на ребенка оказывает сама материнская нежность, любовь, составляющая стихию колыбельных.

Название «колыбельная песня» произошло от слова колыбель, колебать (качать). В народном обиходе было и другое название колыбельных песен – байки, которое произошло от древнерусского глагола байкать т.е. баюкать, качать, усыплять или баять – говорить, сказывать, шептать. Байкой уговаривали ребенка быстрее уснуть. Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно-ласкательных слов, мягких согласных – люли-люли, многие древние колыбельные близки заговорам (Спи по ночам, расти по часам. Ты спи, усни, угомон тебя возьми.)

Самое важное в колыбельной песне – это материнская нежность, любовь, которая дает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и, если станет плохо – ему помогут, его не бросят.

Сходство колыбельных разных эпох, стилей и народностей – это спокойный темп, негромкое звучание, небольшой диапазон мелодии, множество повторяющихся оборотов. Жанру колыбельной свойственна импровизационность. Пение продолжается до тех пор, пока ребенок не уснет.

Народные колыбельные существуют с древности. Позже, на основе народных, возникали авторские колыбельные. Колыбельные представлены в детских мультфильмах, кинофильмах, телевизионных передачах, радиопостановках и спектаклях: Колыбельная Медведицы из м/ф «Умка», из т/п «Спокойной ночи, малыши», колыбельная Светланы из к/ф «Гусарская баллада», из к/ф «Красная Шапочка», «Мама», из м/ф «Про Сверчка», «Огуречик» и т.д.

Прекрасно, если привычка постоянного общения с матерью сохраняется в семье и тогда, когда ребенок взрослеет. В такие минуты общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому все, о чем говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь. Доверительные отношения, которые возникают которые возникают в моменты такого общения, будут важны для ребенка не только, пока он мал и ходит в детский сад, но и в школе. И даже тогда, когда ваш малыш вырастет, он будет знать, что у него есть человек, который его всегда выслушает, поймет, с которым так приятно общаться и просто положить голову на плечо.

Пойте детям перед сном!


“Слушаем звуки природы”

Прогулки на природе, особенно – с детьми, приносят море удовольствия. Поход в лес может стать настоящим приключением! В лесу интересно в любое время года: здесь можно понаблюдать за животными и насекомыми, растениями, цветами, грибами, а сколько разных звуков можно услышать в лесу, почувствовать красоту звуков. Самых разных. Шум реки, леса, ветра и особенно, конечно, пение птиц. Мы развиваем эстетический вкус детей, показывая им, как красивы лес, радуга, цветущий луг, ночное небо и т.п. Пение птиц, естественно, вписывается в этот ряд. Дети такое пение обычно не слышат. Чтобы услышали, надо привлечь их внимание: «Давай посидим тихо и послушаем. Это очень красиво». Само понятие сидеть тихо и слушать тоже для многих детей нечто новое и непривычное. Иногда это первый шаг к слушанию музыки.

В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и музыкальные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на музыкальном инструменте, и ни что так не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.

Уважаемые родители, вместе с детьми можно изготовить музыкальные инструменты. Материалом, который превращается в звучащий инструмент, может быть:

– стебель одуванчика, если посередине стебелька сделать небольшой надрез, слегка дунуть в стволик в месте надреза и извлечь звук;

– обыкновенный лист дерева, если его расположить между двух больших пальцев и направить струю воздуха в образовавшуюся щель;

– стручок акации, если из него аккуратно удалить горошины и, слегка расщепив, обрезать с одной стороны, а затем дунуть в получившуюся пустотелую трубочку;

– травинка, если ее зажать губами на концах и превратить как бы в эластичный «язычок», то, втягивая воздух в себя, можно извлечь нежный звук;

– тонкая полоска бересты, если ее поместить между губ, при их соприкосновении и вдыхании воздуха в легкие издает красивый звук, похожий на трель птиц;

– желудь – свисток, если подобрать один желудь и оторвать «шляпку» – маленький купол, который закрывает жёлудь, как крышечка. Из неё сделать маленький свисток. Разместить «шляпку» полой стороной вверх между указательным и средним пальцами руки, сжатой в кулак. Упритесь костяшками пальцев в нижнюю губу и дуй поверх края желудя. Свист будет очень громким!

Изготовленные музыкальные инструменты в основном в летний период из непрочного растительного материала, недолговечны. Но ценность таких инструментов состоит в том, что их мастерили сами дети. Инструмент, сделанный своими руками, первые звуки и мелодии, самостоятельно извлеченные из него, пробуждают у детей интерес к творчеству и приобщают к народной музыке.


Развиваем у детей чувство ритма

Родителям важно знать, что не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни можно создать условия для развития музыкальных способностей ребёнка. Играя, гуляя, во время самостоятельной игровой деятельности дети могут петь с вами песни, водить хороводы, слушать музыку, исполнять простые мелодии на детских музыкальных инструментах или шумовых игрушках. В таких играх у него развивается и мелодический слух, и чувство ритма, и музыкальная память, а так же расширяются музыкальные впечатления.

Музыкальный ритм входит в нашу жизнь с детства. Всё окружающее нас, живёт по законам ритма: смена времён года, дня и ночи, возрастные процессы, биение сердца, и многое другое подчинено определённому ритму. Грудной ребёнок, слыша музыку, начинает радостно улыбаться, хлопать в ладоши и лепетать, приплясывать на руках у матери. Мы видим, что чувство ритма заложено в каждом ребёнке от природы и формируется параллельно с развитием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сфер. Поэтому так важно не упустить момент и создать условия для развития музыкальности и ритмичности вашего малыша.

Используйте любой предмет, которым можно отстучать ритм песенки или стихотворения (ложку, палочку, молоточек, пластмассовый стаканчик, кубик) научите таким играм и друзей ребёнка.

• Помните, чем чаще вы играете с ребёнком в музыкальные игры, тем быстрее у него разовьётся интерес к музыке, к ритму.

• Только своим примером вы добьётесь успеха.

• Используйте игровые ситуации и следите, чтобы он не стал скучать – это признак утомления.

Предлагаем вам игры, которые помогут развить чувство ритма вашего ребёнка.

Музыкальная страна.

Ход игры: Вы попали в музыкальную страну, где все жители говорят необычно; всё что видят они называют и прохлопывают каждый слог или топают в ритме ногой (де-воч-ка, чаш-ка, со-ба-ка, лис-ток)

Стихи в хлопках.

Ход игры: Рассказывая стихотворение, ребёнок прохлопывает ритм слов. Если это ему трудно, взрослый может это делать руками ребёнка.

Научи матрёшку танцевать.

Ход игры: Большая матрёшка учит танцевать маленькую. Взрослый отстукивает ритм по поверхности стола, а ребёнок повторяет этот ритм маленькой матрёшкой.

Сыграй песенку.

Ход игры: Любые шумовые музыкальные инструменты (ложки, кубики, металлофон, звучащий молоточек). Взрослый предлагает сыграть знакомую песенку, отстукивая ритм.

Ритмическое эхо.

Ход игры: Используем любые музыкальные инструменты. Играющие договариваются, кто будет «эхо», которое должно точно повторить ритмический рисунок за водящим. Ролями можно меняться, можно менять и инструменты.


Музыкапение и движение для оздоровления детей.

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Важнейшая роль отводиться музыке! Важно прививать детям интерес и любовь к музыке как важной составляющей здорового образа жизни.

Русский физиолог И. Р. Тарханов доказал, что мелодии (именно мелодии), доставляющие ребёнку радость, благотворно влияют на сердечно – сосудистую систему, укрепляют сосуды и нормализуют артериальное давление и улучшают пищеварение. Ряд европейских исследователей установили, что наиболее благотворно на организм человека действует фортепианная и скрипичная музыка, симфонические произведения Моцарта и Бетховена.

Музыка оказывает общеукрепляющее воздействие! Этот факт доказал российский академик В. М. Бехтерев.

В дошкольных учреждениях музыка активно используется в оздоровительной работе с детьми. Каждый день начинается с утренней гимнастики под музыку, которая мобилизует физические силы, улучшает дыхание, укрепляет и развивает мышцы. Музыка создает положительный эмоциональный настрой детей на целый день и задает определенный темп движения.

На музыкальных занятиях (2 раза в неделю) все виды деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры, музыкально-ритмические движения способствуют укреплению и сохранению здоровья дошколят. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов музыкальной деятельности ориентировочно составляет 3-10 минут (в зависимости от возраста детей). Музыкальные занятия с использованием современных технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка и его интересов.

Слушание музыкальных произведений улучшает психоэмоциональное состояние дошкольников. Часто наши дети, слушая классическую музыку, выражают свои впечатления в танцевальных импровизациях. Слушание правильно подобранной классической музыки П. И Чайковского, М. И. Глинки, А. Вивальди, Ф. Шопена, И. Штрауса, Г. Свиридова, Д. Б. Кабалевского, повышает иммунитет детей, снимает у них напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Танцы, ритмичные движения, подвижные игры восполняют физиологическую потребность детского растущего организма в движении. Они мобилизуют физические силы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, вырабатывают грацию, координацию движений.

Пение, песенное творчество, попевки, артикуляционная гимнастика – помогает детям расслабиться, избавляет от стрессов, облегчает общение. Это идеальный способ помочь детям с нарушениями речи. Оно улучшает их артикуляцию, дикцию. Систематические занятия пением развивают экономное дыхание, благотворно влияют на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их. Звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации, что помогает стимулировать и улучшать их работу. Частое пение – это доступный практически каждому ребёнку способ улучшить функционирование иммунной системы организма, констатируют ученые. Данная особенность пения подтверждается исследованием Института музыкального образования при Университете Иоганна Вольфганга Гете во Франкфурте-на-Майне. Специалисты анализировали образцы слюны певцов хора. Было установлено: после урока вокала количество иммуноглобулинов А (белков, обеспечивающих способность иммунной системы атаковать патогены) увеличивалось у тех, кто пел. Пение является простым и действенным способом профилактики опасных нарушений мозга и сердца – инфарктов, инсультов, тромбов. Еще один плюс активизации кровообращения за счет пения – ускоренное выведение токсинов, более активный метаболизм и сжигание жира. Организму 15-минутный вокал дает нагрузку, сопоставимую с легким спортом, отмечают научные специалисты.

Разные исследования свидетельствуют, что пение высвобождает многочисленные гормоны (эндорфин, серотонин, дофамин, которые действуют как усилители настроения. При пении гормоны стресса, адреналин и кортизол, напротив, расщепляются, что снижает нервное напряжение, раздражительность. Вдобавок, когда мы поем, происходит стимуляция шишковидной железы и высвобождается мелатонин – это улучшает сон, помогает предотвратить рак.

Петь нужно как можно чаще! Если при этом обращать внимание на правильное глубокое дыхание и вертикальную осанку, пение может стать настоящим лекарством для души и тела. Таким образом, мы видим, что оздоровительная музыка помогает сохранению и укреплению здоровья детей. Ребенок слушает музыку, поёт, танцует, играет на музыкальных инструментах и оздоравливается. А ведь очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке, как важной составляющей здорового образа жизни.


Стоит ли ребенка отдавать в музыкальную школу?

Когда малыш подрастает, то у многих родителей возникает резонный вопрос – куда отдать любимое чадо, чтобы он развивался всесторонне. К сожалению, многие родители, жалея «нагружать» ребенка, не обременяют его никаким дополнительным образованием. И это серьезная ошибка. Вспомните, чему раньше обучали дворянских детей – грамоте, языкам, танцам, музыке. Обучение музыкой являлось неотъемлемой частью культурного человека 19 века. На дом приглашались учителя, и ребенок получал всестороннее обучение. В наше время музыкальное образование давно уже стало не обязательным, да и не настолько престижным. В музыкальных школах, особенно в сельских местностях, наблюдается жуткий недобор, и поэтому в школу дети не поступают, а записываются. В элитных столичных школах, безусловно, есть и экзамены, и отбор куда строже. Но не будем про элитные школы при консерваториях. Поговорим о ДМШ в провинциальных городах и сельских поселениях. Так нужно ли отдавать ребёнка в музыкальную школу?

Если лаконично и кратко – да, нужно!

Давайте разложим все по полочкам

Далеко не все дети выберут в будущем профессию музыканта и многие дети по окончанию «музыкалки» забудут ноты, не смогут сыграть самую простую песенку. Просто они абсолютно не научены подбирать по слуху, чтобы саккомпанировать в компаниях какую-нибудь «Вдоль по улице». Это обычные нерадивые ученики, которых преподаватели держали ради нагрузки, а родители не особо были заинтересованы в музыкальном образовании. На первый взгляд кажется, что несколько лет, проведенное таким ребенком в стенах музыкальной школы, прошли даром. Но это не так! Музыкальное образование – это не только освоение какого-либо инструмента. Это, прежде всего, развитие логики, умственных способностей, эрудиции, эмоциональной сферы, памяти, усидчивости, внимательности, умения нестандартно мыслить, быстро принимать правильное решение. Список можно продолжать долго. Несведущий человек может возразить – причем тут логика? Да притом, система ладов и квинтовый круг тональностей очень напоминает стройные алгебраические формулы, а в эпоху античности теория музыки относилась к точным наукам. Кто знает, тот поймет. Недаром сольфеджио очень легко дается детям с математическим складом ума.

Есть мнение, что изучение классики скучно для детей. Ну, это как преподать! Почему же тогда все поколения так любят «К Элизе» Бетховена, его «Лунную сонату» или «Турецкий марш» Моцарта, просят сыграть токкату Баха, вальс Шопена или Полонез Огинского. Среднего уровня пианист с семилетним образованием сможет подобрать на фортепиано практически любую песню, а любой флейтист или домрист при желании легко научится играть на гитаре и удивит дворовых приятелей исполнением нового хита. Научившись играть Моцарта, Бетховена и Гайдна, ребенок по окончании музыкальной школы сыграет и БИ 2, и Сплин, и любимого девушками Диму Билана. (Кстати, ария Христа или Париса в его исполнении, наверняка, вызывает восторг и у молодежи).

Впрочем, к тому времени как Ваше любимое чадо вырастет, появятся другие «димыбиланы» и возникнут новые музыкальные жанры, как, например, вошедшие в нашу жизнь передачи на ТВ «Голос», «Голос. Дети». Музыкально образованный ребенок сумеет вычленить из льющегося с эфиров музыкального спама настоящие жемчужинки, которые достойны того, чтобы не просто просуществовать год в хитах, а стать настоящим шедевром на многие десятилетия. Так что если родители заинтересованы в высоком культурном уровне своего ребенка, то вопрос о поступлении в музыкальную школу не должен стоять. Однозначно – да!

Что касается нагрузки, которая неизбежна при обучении в ДМШ. Ну а как вы хотели? Разумеется, ребенок будет загружен. И не только часами, проведенными в стенах музыкальной школы, но еще и дома, заучивая гаммы, этюды и пьесы. Да, свободного времени будет мало. А если родители хотят вырастить нового Билана или Александра Рыбака, то его не будет вообще. А теперь задайтесь вопросом – а зачем ребенку свободное время в избытке? Чтобы наделать глупостей, не зная, куда его потратить? Или «тусоваться» в сомнительных компаниях? Любое дополнительное образование организует и дисциплинирует. При правильном планировании ребенок сможет успевать и уроки делать, и музыкой заниматься, и с друзьями гулять. Есть понятие – режим. И тут все зависит от родителей. Пустите на самотек – ничего не получится. Детям свойственно и лениться, и бросать. Если родители потакают, то и в будущем толку не будет, причем в любых сферах. Так что музыкальность, высокий эстетический вкус, широкий кругозор – вот, что обещает музыкальная школа и хорошие преподаватели. Кроме того, неизбежная концертная деятельность способствует развитию коммуникативности, а это важнейшая часть социализации.

Некоторые родители могут возразить – дескать, «у ребенка нет слуха и вообще, он не хочет». Надо отметить, что ребенок дошкольного и раннего школьного возраста еще не знает, что он хочет, а что нет. В том и заключается мудрость родителей – убедить ребенка в том, что обучаться музыке – это здорово, престижно, круто, классно. Он будет уметь то, чему не научатся его дворовые приятели, чтобы бесцельно слоняться по улицам много ума не надо, а он (а) научится играть на пианино (флейте, домре, саксофоне, гитаре). Ну, а чтобы доказать слова, сводите ребенка на концерт, где будут выступать дети с музыкальной школы. Это не трудно. В музыкальной школе концерты проходят в среднем раз в месяц. Кстати,о дворовых приятелях: скажем так, плохое чувство «зависть» приходит к людям с раннего возраста и растет с ним всю жизнь.Делайте вывод: человек, который ничего не умеет, не хочет уметь и не к чему не стремится, всегда будет завидовать и отговаривать от принятого решения научиться быть успешным, развитым, интеллектуальным. Не раз приходилось слышать «Да зачем тебе эта «музыкалка», брось её, сразу появится куча времени, делай, что хочешь! Красота.» И ЧТО ДАЛЬШЕ, ПО ДОРОГЕ ЖИЗНИ?.

А музыкальный слух…. Да у всех он есть. Просто у одних детей с рождения, а другим надо развивать. Развивайте ребенка. Расширяйте его кругозор, эмоциональность и поднимайте его интеллектуальный уровень, что неизбежно гарантируют занятия в музыкальной школе.


“Музыкальное развитие детей с речевыми нарушениями”

 

Музыка оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, у детей  положительно развиваются психические процессы, чище и грамотнее становится речь.

Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим:

  1. Помимо собственного речевого нарушения у них наблюдается нарушения и других видов деятельности (изобразительных, некоторых музыкальных).
  2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).
  3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).Исходя из особенностей детей, предлагаем Вам:

 Игры и упражнения для детей с нарушением речи.

ПОИГРАЕМ ЖИВОТИКАМИ (физиологическое дыхание)

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

Описание упражнения:

Вариант 1. В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку. Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.

Вариант 2. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками. Упражнение выполняется под счет: вдох – 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или музыкальные звуки (до –ре – ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз подряд.

НАЗОВИ ПО ПОРЯДКУ (речевое дыхание)

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов. Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

Описание упражнения:

Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два, три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка).

Дошкольникам среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

АХ, КАК ПАХНЕТ!

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.

Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.

Описание упражнения: дать ребенку понюхать ароматный цветок и предложить повторить фразы:

Ах!

Ах, пахнет!

Ах, как пахнет!

Ах, как приятно пахнет!

Ах, как цветок приятно пахнет.

ДАЛЕКО И БЛИЗКО (развитие голоса)

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.

Описание упражнения: объяснить ребёнку, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то кажется тихим и его трудно расслышать. Затем взрослый  произносит любое звукоподражание то тихим, то громким голосом (это может быть голос животного, например, – му, мяу, и – го – го, га-га и т. д. или какой-либо из звуков города – би-би, ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук). Задача ребёнка отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок. Затем звуковую загадку предлагается загадать ребенку.

ТИШИНА

Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.

Описание упражнения: изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:

Была (произносится голосом обычной силы)

тишина, тишина, тишина. (произносится тихим голосом)

Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)

грохотом (громче)

грома (еще громче)

сменилась она. (громко)

И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)

тихонько (произносится очень тихо)

Ты слышишь? (произносится тихим голосом)

Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)

Закапал по крыше…

БОЛЬШИЕ НОГИ ШЛИ ПО ДОРОГЕ (темп речи)

Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.

Описание упражнения: под слова взрослого: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги, и медленно говорят: «ТОП – ТОП». Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ». В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

КАРУСЕЛИ

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.

Описание упражнения: в игру встают взрослые и дети (или ребёнок с мамой) и начинают идти по кругу, говоря слова:

Еле, еле, еле, еле завертелись карусели    (говорить в медленном темпе)

А потом, потом, потом     (темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом.    (говорить в быстром темпе)

Тише, дети, не спешите    (темп постепенно замедляется)

Карусель остановите      (говорить в медленном темпе)

Раз, два, раз, два – (хлопать в ладоши и медленно говорить).

Вот и кончилась игра.

Упражнение можно выполнять под музыку.

УЗНАЙ ПО ИНТОНАЦИИ (развитие мелодика интонационной композиции речи)

Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.

Описание упражнения: взрослый произносит с определенной интонацией междометия и изображает человека:

удивленного – Ах! Ах! Ах!

больного – Ох! Ох! Ох!

веселого – Эх! Эх! Эх!

недовольного – Ай! Ай! Ай!

испуганного – Ой! Ой! Ой!

сердитого – Ай –я – яй!

Ребёнок старается запомнить и затем отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, кого он изображает. Затем взрослый простит ребёнка изобразить какого-либо человека:

В игре можно использовать музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей. (например, музыкальное произведение Д.Б. Кабалевского “Три подружки”) После прослушивания вместе делаем вывод, какое настроение передает музыка.

ЗООПАРК

Цель: распределение внимания.

Описание упражнения: взрослый с ребёнком (или детьми) маршируя по комнате, изображают людей, пришедших в зоопарк. По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которых называет взрослый. Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку, лошадки – идут высоко, поднимая колени, а птицы – машут руками – «крыльями» и т.д.


МУЗЫКА НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ.
УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!
Каждый человек идет к музыке своим путем. Помогите детям полюбить музыку. Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства… они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
ПОСТАРАЙТЕСЬ:
Ищите везде музыку: дома, в городе, на природе (в лесу, на даче , на море, у реки и т.д.). Создайте дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки;
Приобретайте музыкальные игрушки (погремушки, гармошки, бубны, музыкальные книги, дудочки, барабаны и т. д.) и изготавливайте их сами. Тем самым Вы создадите домашний МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК
Поощряйте любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, пойте и танцуйте вместе с ним, сочиняйте песни и танцы;
Если Вы владеете игрой на каком – либо музыкальном инструменте, как можно чаще музицируйте, аккомпанируйте своему малышу;
Посещайте со своим ребенком музыкальные сказки, театры, концерты;
Мы стремимся воспитывать у детей любовь и интерес к музыке, помочь каждому ребенку самореализоваться в каком – либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично, почувствовать радость.
Приобщившись к музыке в детстве, они не вырастут равнодушными, черствыми людьми. Наш совместный труд приносит радость детям, счастье родителям, а результат этого труда – счастливое детство наших малышей.


 

“Пойте детям перед сном”

Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. Незаменимое воздействие музыки на человека люди почувствовали и осознали с древних времен. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. В каждую историческую эпоху в музыке отражается определенный круг образов, интонаций, принятых народом. Наиболее ценные в художественном отношении произведения выдерживают испытания временем и доходят до потомков. «Музыка-однодневка» существовала всегда. Ее развлекательное предназначение не оспаривается, но воспитывать в человеке основы общей и музыкальной культуры можно только на признанных человечеством, народной и классической музыкальной культуры.

Таким эталоном музыкальной культуры является жанр колыбельных песен. «Баю-баюшки-баю, баю милую свою…» Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку! Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа – матери.

Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевном единении.

Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, она – частица фольклора. Можно сказать, что народная педагогика берет начало в колыбельной песне.

Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия – то душа музыки. Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека. Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающих предметах, о животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, они учат добру. Но самое важное воспитательное влияние на ребенка оказывает сама материнская нежность, любовь, составляющая стихию колыбельных.

Название «колыбельная песня» произошло от слова колыбель, колебать (качать). В народном обиходе было и другое название колыбельных песен – байки, которое произошло от древнерусского глагола байкать т.е. баюкать, качать, усыплять или баять – говорить, сказывать, шептать. Байкой уговаривали ребенка быстрее уснуть. Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно-ласкательных слов, мягких согласных – люли-люли, многие древние колыбельные близки заговорам (Спи по ночам, расти по часам. Ты спи, усни, угомон тебя возьми.)

Самое важное в колыбельной песне – это материнская нежность, любовь, которая дает малышу уверенность в том, что жизнь хороша, и, если станет плохо – ему помогут, его не бросят.

Сходство колыбельных разных эпох, стилей и народностей – это спокойный темп, негромкое звучание, небольшой диапазон мелодии, множество повторяющихся оборотов. Жанру колыбельной свойственна импровизационность. Пение продолжается до тех пор, пока ребенок не уснет.

Народные колыбельные существуют с древности. Позже, на основе народных, возникали авторские колыбельные. Колыбельные представлены в детских мультфильмах, кинофильмах, телевизионных передачах, радиопостановках и спектаклях: Колыбельная Медведицы из м/ф «Умка», из т/п «Спокойной ночи, малыши», колыбельная Светланы из к/ф «Гусарская баллада», из к/ф «Красная Шапочка», «Мама», из м/ф «Про Сверчка», «Огуречик» и т.д.

Прекрасно, если привычка постоянного общения с матерью сохраняется в семье и тогда, когда ребенок взрослеет. В такие минуты общения к нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому все, о чем говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь. Доверительные отношения, которые возникают которые возникают в моменты такого общения, будут важны для ребенка не только, пока он мал и ходит в детский сад, но и в школе. И даже тогда, когда ваш малыш вырастет, он будет знать, что у него есть человек, который его всегда выслушает, поймет, с которым так приятно общаться и просто положить голову на плечо.

Пойте детям перед сном!

ЛЮЛЮ-ЛЮШЕНЬКИ-ЛЮЛИ!

Все игрушки спать легли,

К нам пришла Байбайка –

Скорозасыпайка!

Ласковый голосок,

Шелковый поясок…

Будет с нами до утра –

Спите, глазки, спать пора!

И.Демьянов

НЕ ШУРШИ ТЫ, МЫШЬ, ПРОШУ!

Сон приходит к малышу.

Не грибы несет тропинкой,

А зевки несет в корзинке…

Позеваем сладко –

И уснем в кроватке!

И.Демьянов

СОННЫЙ СЛОН

Динь-дон. Динь-дон.

В переулке ходит слон.

Старый серый сонный слон.

Динь-дон. Динь-дон.

Стало в комнате темно:

Заслоняет слон окно,

Или это снится сон?

Динь-дон. Динь-дон.

И. Токмакова

 


«Как  организовать  музицирование  дома»

Основной совет, который можно дать родителям, – побольше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это занятие семейной традицией. Если взрослые любят и часто слушают хорошую музыку, то и для ребёнка это постепенно станет потребностью. В каждой семье желательно иметь небольшую фонотеку (записи детских песен, музыкальных сказок, стихов в прочтении известных актёров) .

Вот несколько советов по организации слушания музыки дома. Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, музыкальном спектакле. Если ребёнок что- то не понимает, подскажите ему краткими замечаниями по ходу слушания. На первых порах не следует слушать большие произведения, ведь произвольное внимание у дошкольников кратковременно и очень неустойчиво. Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (для одного или нескольких инструментов) из детских циклов композиторов – классиков. Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями поделиться. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становиться менее интересной. Приобретите диск с записью «Детского альбома» П. И. Чайковского. Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребёнка. Здесь и «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая грёза», «Мама», «Зимнее утро» и много других музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. С. С. Прокофьев сочинил альбом «Детская музыка», Роберт Шуман – «Альбом для юношества», у композитора А. Гречанинова есть тоже «Детский альбом». Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделив для слушания определённое время, чтобы встреча с прекрасным не была наспех. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов. Это поможет не только расширить знания о музыке, но и позволит яснее мыслить, глубже чувствовать.

Вашими незаменимыми помощниками в музыкальном развитии ребёнка должны стать детские музыкальные инструменты. В продаже их сейчас большой выбор. Это и барабанчики разного размера, бубны, колокольчики, металлофон, различные дудочки. Для самых маленьких музыкантов подойдут погремушки с разным звучанием, музыкальные молоточки, игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, книжки-песенки и т. д.) Простейшие музыкальные инструменты можно сделать вместе с ребёнком из подручных материалов. Ёмкости (жестяные, пластмассовые баночки, бутылочки из- под йогуртов, маленькие картонные коробочки) наполнить крупой, мелкими камешками, бусинками, мелкими пуговицами от старых рубашек и т. д. От разного наполнения звук будет разным, только необходимо предоставлять больше возможности самому ребёнку экспериментировать с разными предметами. Кроме функции сопровождения при пении, совместного музицирования взрослых и детей, детские музыкальные инструменты помогут вам в развитии чувства ритма у вашего малыша. Предложите ему выполнить элементарные упражнения: простучать на любом имеющемся у вас инструменте своё имя или имя папы, мамы, брата, сестры; ритм слов, например, «ма-ма», «па-па, па-поч-ка», «пал-ка, па-лоч-ка » и т. д. ; ритм знакомых попевок : «Сорока- сорока, где была? Далёко! » и т. д.

Еще одной ступенью в развитии вашего ребёнка, как творческой личности, станет организация домашнего театра. Эта старая, еще дореволюционная традиция дворянских семей получила одобрение современных педагогов- дошкольников и с успехом применяется в детских учреждениях. В продаже при желании можно найти разные виды театров: пальчиковые куклы из различных материалов, куклы – бибабо, театры картинок, игрушек и другие. Вы можете организовать домашнее представление с помощью любого из них или используя имеющиеся в доме игрушки. В качестве сценария возьмите любую, хорошо знакомую ребёнку, сказку. Для музыкального сопровождения включите записи, пойте вместе с ребёнком, подыгрывая себе на инструментах, с помощью их же создавайте разные шумовые и звуковые эффекты. Такое совместное творчество не только поспособствует развитию вашего ребёнка, но и создаст дружескую атмосферу во взаимоотношениях взрослых и детей, что немаловажно для укрепления семьи.

Итак, подведём некоторые итоги: для создания музыкальной среды дома можно использовать следующее:

-слушание в записи детской музыки композиторов- классиков, детских музыкальных спектаклей, вокальной музыки, детских песен.

-пение взрослыми для детей и совместное исполнение песен.

-приобретение различных озвученных игрушек, игрушек с фиксированной мелодией, детских музыкальных инструментов, а также иллюстраций поющих, танцующих людей, героев сказок, играющих на музыкальных инструментах и иллюстрации самих инструментов.

-совместное музицирование и организация домашних представлений и концертов.


 

Музыкальное развитие ребенка в семье

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение.

Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой.

Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. В других семьях к музыке относятся, как к средству развлечения и ребёнок слышит только «лёгкую» современную  музыку, потому что к серьёзной музыке родители равнодушны. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в музыкальных кружках, студиях, школах. Посещают с ними концерты и музыкальные спектакли, покупают музыкальные инструменты – игрушки, поют и играют на них вместе с детьми. Родители, понимая какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить музыкальные способности.


КАК МОЖНО РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ РЕБЕНКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов.

Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя четыре основных направления.
1. Слушание музыки.

Для начала это могут быть самые простые песенки, например, “Ладушки”. Песенка длится 30 секунд и повторяется пять — семь раз. Между повторениями нужно делать музыкальные паузы, во время которых, проиграйте эту же песенку на инструментах-самоделках (а если вы владеете игрой на  каком-либо инструменте, то играйте и на нём). В конце концов, вы можете просто промурлыкать песенку без слов, детские песенки можете придумать сами, но лучше всего использовать записанные на кассеты. На одном занятии желательно выучить одну песенку (максимум — две).

2.Работа над ритмикой.

Ее можно начинать уже с трехмесячного возраста. Возьмите малыша под мышки, поставьте его на большой надувной мяч и шагайте вместе с ним под веселую песенку. Вероятно, на первых порах, вам понадобится помощь папы или бабушки. Малыши также обожают ритмично прыгать на мягком диване. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или песни. Продолжительность занятия не должна превышать трех — шести минут. Главный ориентир при этом — настроение и состояние малыша (как, впрочем, и ваше собственное). Как для него, так и для вас занятия должны приносить удовольствие. Чередуйте ритмичную ходьбу и прыжки с переменками, во время которых малыш сидит (лежит) и смотрит, как мама, продолжая напевать ту же песенку, в такт разжимает его сжатые кулачки.

  1. Развитие слуха

Музыкальный слух — это способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом музыкальном инструменте. Если человек способен узнавать и без предварительной настройки воспроизводить предложенный ему музыкальный звук, то можно предположить, что у него врожденный музыкальный слух.. Он формируется на основе умения петь отдельные звуки и подбирать их на слух. Это своего рода формирование долговременной памяти на каждый звук. Тренировка слуха занимает совсем немного времени, но упражнения следует выполнять ежедневно. Начинать работу над этим следует с одного-двух месяцев, используя погремушки. Это познакомит малыша с разнообразными звуками и будет побуждать его к самостоятельному “музицированию”. После погремушек вам понадобятся разнообразные колокольчики (например, для рыбной ловли), любые маленькие игрушки, которые легко подвешиваются над кроваткой, и которые пищат или звенят при прикосновении к ним. Можно также использовать и самодельные погремушки: пластмассовые бутылки, наполненные рисом, горохом, камушками, пуговицами. Подвешивайте их (только не все сразу) над кроватью, чтобы малыш мог дотянуться и вызвать звук.
Когда малыш станет постарше, используйте простой, но эффективный прием: рассказывайте ему сказки, пойте песни, играйте с ним разнообразно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, ритмично и сумбурно. Переходите с одного инструмента на другой. Подыгрывайте, подтанцовывайте в такт любой танцевальной музыке.

Наши советы:

  Почаще хвалите своего маленького музыканта и певца.

  Многие дети любят играть “в школу”. Включайтесь в эту игру. Ставьте “пятерки” в дневник, вызывайте к “доске”; сами становитесь учениками, а ваш малыш пусть побудет в роли строгого учителя. Став учеником, помните, что вы должны петь, играть и танцевать!

  Иногда говорите, что вы забыли, как надо петь или играть на инструменте — попросите ребенка вас научить этому.

  После разучивания новой песенки играйте и пойте ее с малышом для папы, бабушки, дедушки и гостей.

  Записывайте выступления малыша на аудио- или видеокассету.

  Старайтесь заниматься с ним в определенное время (например, после завтрака или после прихода из детского садика)

 


Десять причин, по которым ребенок должен заниматься музыкой  

(По мнению Д. Кирнарской, профессора, проректора Российской академии музыки им. Гнесиных доктора психологии и искусствоведения)

Почему?

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво поет песню Чебурашки, и слуха у него нет; пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая…

Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители.

Причина первая

Играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?

Внимание, родители будущих невест!

Причина вторая

Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо регулярно, без перерывов. Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.

Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

Причина третья

Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

Причина четвертая

Музыка и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала музыка, потом словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, знающие не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

Причина пятая

Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.

Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

Причина шестая

Музыкальные занятия развивают навыки общения или, коммуникативные навыки. За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера, где едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.

Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

Причина седьмая

Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.

Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

Причина восьмая

Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

Причина девятая

Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам.

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

И, наконец, последнее…

Музыка – наилучший путь к жизненному успеху.

Почему? См. пункты 1-9.

Детали…

Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;

Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Альберт Эйнштейн впервые взял в руки скрипку в шестилетнем возрасте.

К тому времени, когда ему исполнилось 14, он исполнял сонаты Бетховена и Моцарта и долгими часами импровизировал на фортепьяно.

На протяжении всей жизни Эйнштейн оставался страстным скрипачом, обращаясь к музыке во время творческих застоев. О своих увлечениях музыкой и физикой он говорил: “Оба они имеют один источник и дополняют друг друга…” Не исключено, что необычайно мощный интеллект Эйнштейна является результатом любви к классике.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения?

Конечно, занимались. И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.