Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизм

Screenshot_2018-03-22-12-19-50_1

 

«Дети дождя» — словно пришельцы с другой планеты: у них красивые, но отрешенные лица, их поступки кажутся нам странными и непонятными. Несмотря на то, что с каждым годом количество детей с диагнозом «аутизм» неумолимо растет, они по-прежнему остаются загадкой для медицины.

ДРУГИЕ ЛЮДИ. Недавно Никите исполнилось десять лет. Диагноз «аутизм» появился в медицинской карте Никиты, когда ему было три года. К этому времени родители уже били тревогу: мальчик не реагировал на окружающих, боясь смотреть им в глаза, не понимал обращенную к нему речь. Но на этом «странности» его поведения не заканчивались. Ребенок постоянно бегал по кругу, требовал, чтобы путь на остановку или в магазин пролегал только по одному и тому же маршруту, выражая бурный протест, если что-то нарушалось в привычном укладе жизни.

— Аутизм в первую очередь представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от внешнего мира, -рассказывает главный детский психиатр края Ирина Николаевна Вакула. — Дети-аутисты испытывают значительные сложности в общении с другими людьми, у них ослаблена способность устанавливать взаимоотношения, понимать чувства других людей и правила социального общения.
Симптоматика аутизма крайне сложна, но в целом помимо нарушений эмоционального и социального взаимодействия ребенка с окружающими детям с этим заболеванием свойственны склонность к стереотипному поведению и повторяющимся действиям — это может быть, к примеру, раскачивание или подпрыгивание, всевозможные страхи и длительное привыкание ко всему новому, узкие и порой довольно причудливые интересы.
У многих наблюдается эхолалия -автоматическое повторение услышанных слов, а некоторые вообще не разговаривают. Аутисты, как правило, демонстрируют неравномерность развития внимания, памяти и интеллекта. В младенческом возрасте они могут ничем не отличаться от своих обычных сверстников, а потом вдруг утрачивают приобретенные навыки и умения. Некоторые из них обладают феноменальной памятью, в точности воспроизводя прочитанное или увиденное, или с легкостью перемножают в уме четырехзначные числа. Такие способности были у страдающего аутизмом Реймонда Бэббита — главного героя фильма «Человек дождя», роль которого великолепно сыграл голливудский актер Дастин Хоффман.
Удивительно, насколько различными могут быть проявления аутизма. Одни дети могут быть совершенно беспомощными и неспособными к обучению, а другие — демонстрировать выдающиеся способности и таланты, при этом (!) с огромным трудом осваивая элементарные вещи вроде умения умываться или шнуровать ботинки. Последних, конечно, намного меньше, но все же количество гениев среди аутистов в разы больше, чем среди обычных людей.
— На сегодняшний день существует понятие «расстройства аутистического спектра», — продолжает И. Н. Вакула. — Оно объединяет целый ряд состояний: от синдрома Аспергера, когда на первый план выходят главным образом трудности с коммуникацией и незначительные особенности поведения, до «классического» раннего детского аутизма, характер проявления которого зависит от степени сохранности интеллекта.
ОСТРОВОК ПОМОЩИ. Поначалу семья Никиты, в которой он был первым и на тот момент единственным ребенком, жила в подмосковном городе Дмитрове. Родители выбились из сил в поисках хоть какой-то психолого-педагогической помощи для своего сына. Узнав о краснодарском детском садике комбинированного вида №214, родители мальчика уже не сомневались: здесь им точно смогут помочь, и приняли решение о переезде. — Несмотря на то, что Никите тогда было уже шесть лет, — вспоминает мама Светлана, — он по-прежнему не мог самостоятельно выполнить простых действий и сторонился окружающих. Но за два года посещения садика ребенок стал меняться прямо на глазах: появились навыки самообслуживания, желание общаться с детьми и, к нашей огромной радости, сын начал понемногу разговаривать.
— Успех коррекционной работы зависит от многих факторов, — объясняет заместитель заведующей МДОУ «Детский сад комбинированного вида №214» Наталья Александровна Соболева. — Многое определяется характером выраженности аутистических проявлений и сочетающимися с аутизмом другими заболеваниями и отклонениями, такими как эпилепсия, различная степень умственной отсталости. Поэтому педагоги и психологи в первую очередь проводят диагностику, выявляя уровень развития ребенка и сопутствующие нарушения, после чего составляется индивидуальный «маршрут» занятий с малышом.
С ребятами, страдающими аутизмом, в дошкольном учреждении работают уже более десяти лет, и за это время накоплен большой опыт, который приходилось собирать буквально по крупицам. Все дело в том, что заболевание относительно «молодое», и квалифицированные специалисты в этой сфере до сих пор большая редкость. — Раньше дефектологов не обучали специфике работы с аутичными детьми, — продолжает Н. А. Соболева, — потому повышать образовательный уровень приходится в основном в процессе ежедневной деятельности. Серьезную помощь в повышении квалификации наших сотрудников оказала московская общественная благотворительная организация «Общество помощи аутичным детям «Добро».
В том, что здесь целенаправленно занимаются с детьми-аутистами, огромная заслуга бессменной заведующей дошкольным учреждением З. И. Цику и главного детского психиатра края И. Н. Вакулы. Именно благодаря их инициативе и настойчивости в 1996 году начали создаваться группы для психолого-педагогической коррекции ребят с этим заболеванием. Сейчас в детском саду открыто десять групп кратковременного пребывания для детей-инвалидов, большинство из которых — аутисты. В каждой — по нескольку ребятишек, с которыми занимаются воспитатель, педагог-дефектолог или логопед, а также педагог-психолог. Как правило, на начальном этапе это индивидуальные занятия. Постепенно, с развитием у детей социальных и коммуникативных навыков, занятия становятся групповыми, и это уже настоящий «высший пилотаж» педагогического мастерства.
ТОЛЬКО ВПЕРЕД И ТОЛЬКО ВМЕСТЕ. Чтобы добиться наибольшего успеха в коррекционной работе, специалисты дошкольного учреждения работают в тесном сотрудничестве с семьей ребенка. — Каким бы серьезными ни были отклонения в развитии ребенка, если на него целенаправленно и систематически воздействуют специалисты образовательного учреждения и его близкие, то прогресс обязательно будет, — поясняет педагог-психолог МДОУ №214 А. Д Соломко. — Для нашего успешного взаимодействия создана школа родителей, эффективно работающая уже несколько лет.
Регулярно мамы и папы собираются вместе не только для того, чтобы пообщаться и обменяться опытом преодоления трудностей, но и научиться правильно оценивать ситуацию, происходящую в их семье, принимая своих необычных детей такими, какие они есть.
Вот и родители Никиты, помимо занятий в садике, а теперь в школе, стараются всячески разнообразить досуг сына, постепенно «вытягивая» его из раковины, в которой «прячется» мальчик.
«ЭПИДЕМИЯ» ВЕКА?В последнее время таких детей, как Никита, становится все больше и больше. По данным различных источников, за последние 20 лет количество аутистов в мире стремительно выросло — более чем в десять раз. К примеру, в США сейчас регистрируется один случай заболевания на 250 человек, а в некоторых районах один на 150. К счастью, у нас статистика не такая пугающая. Но все же, если сравнить 1996 год, тогда в Краснодарском крае под наблюдением находилось 36 детей с диагнозом «детский аутизм», и год 2010-й — то сейчас их порядка 750. Причем, вот что интересно: мальчиков среди них в четыре раза больше, чем девочек (!).
— Причины этого заболевания до сих пор окончательно не установлены, — говорит И.
Н. Вакула. — Предполагается, что самой вероятной их них является наследственность, проявляющаяся под воздействием различных неблагоприятных факторов: перенесенных во время беременности инфекций, тяжелых родов, травм.
Как бы то ни было, но с увеличением количества детей с таким диагнозом появляется все больше проблем связанных с их адаптацией в обществе. Чтобы эффективно их решать, в 2010 году в крае родителями детей-аутистов была создана общественная некоммерческая организация «Солнце -детям дождя».
— Наша главная задача — создание нормальных условий для обучения и социализации аутистов. Надо понимать<sub>: </sub>что они сильно отличаются от других детей-инвалидов, — говорит Татьяна Романюк, председатель организации. -Их явная необщительность и желание жить в собственном мире значительно усложняют процесс реабилитации и существующие ныне образовательные программы для ребят с задержкой развития им не подходят.
Сегодня в Краснодаре существует всего лишь несколько классов для аутичных детей в трех коррекционных школах. Но этого явно недостаточно! И мы, родители, очень беспокоимся об их будущем. Поэтому совместно с департаментом образования края начали работать над воплощением в жизнь идеи о создании единой школы-центра, где основной упор был бы сделан не только на обучение школьным предметам с учетом способностей ребенка, но и на формирование профессиональных навыков. Однако пока это только мечты, главные препятствия для осуществления которых — недостаток финансирования и отсутствие специальных образовательных программ для ребят, страдающих аутизмом, которые должны быть приняты на федеральном уровне. Основная проблема родителей аутистов — научить их жить среди обычных людей. Только вот как научить обычных людей быть терпимыми и доброжелательными? Известно, что в большинстве цивилизованных стран создание оптимальных условий для человека с особенностями развития и по возможности интеграция его в общество считается одной из важных задач. И относятся к инвалидам, будь то аутист или человек с синдромом Дауна, с пониманием и участием. Но в России мы предпочитаем не замечать их, таких странных и не вписывающихся в привычный уклад нашей жизни, тем самым отвергая и обрекая на изоляцию. И зачастую из-за нездоровой реакции окружающих родители инвалидов стесняются выходить с ними на улицу. С болью вспоминает мама Никиты случаи, когда другие родители уводили своих детей с игровой площадки подальше от «странного» ребенка.
А может быть, не только эти дети нуждаются в нашей помощи, но и все мы все наше общество нуждается в них? Возможно, чтобы мы стали отзывчивее и добрее, чтобы встрепенулись самые чуткие и глубинные струны наших душ…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *